В Европе наряду с посещением традиционных туристических мест все более популярным становятся и экскурсии по предприятиям, которые производят всемирно известные, «брендовые» вещи. В одной только Франции для путешественников открыто более чем 5000 предприятий, и за год в таких экскурсиях принимает участие почти 8 миллионов любопытствующих.
Такой практикой, кстати, руководство французских фабрик начало заниматься еще в начале 19 века, чтобы рассказать всем о производимых товарах и показать сам производственный процесс. В 20 веке эта добрая традиция была продолжена, и для посещения открылись такие гиганты как Airbus и Citroën. Открывая двери для посетителей, администрация рассчитывает и на увеличение прибыли и это вполне оправдано – в большинстве случаев подобные посещения заканчиваются покупками и крупными сделками. Да и на самом деле трудно удержаться от соблазна и не прикупить, к примеру, бутылочку ликера Куантро, сделанную на ваших глазах.
В соседней Германии открыты для посещения крупнейшие и всемирно известные автомобильные заводы, в Дрездене, Ганновере и Вольфсбурге можно посетить завод Volkswagen, в Мюнхене - завод BMW, а также заводы Audi, Mercedes и Porsche. Кроме автомобильных заводов в Германии можно посетить Депо железной дороги, завод Люфтганзы по ремонту самолетов, некоторые крупные судоверфи и аэропорты. Огромной популярностью пользуются экскурсии на фарфоровые мануфактуры и, конечно, пивоварни. Какое бы место вы не собирались бы посетить, о визите лучше позаботиться заранее, лучше всего это сделать за несколько месяцев до поездки. В Италии, кстати, нет экскурсий на производство, на зато можно посетить интереснейшие музеи, открытые при заводах, к примеру, музеи Maserati и Ferrari.